В этой статье мы собираемся рассмотреть алгоритм выбора крана манипулятора, который считаем правильным, т. е. позволяющим выбрать автомобиль с краном-манипулятором, который справится с работой для которой он приобретается в рамках рекомендаций производителя, не будет дорог в эксплуатации и стоимость которого будет соответствовать возможностям покупателя.
Для удобства, разобъём процесс выбора на несколько этапов и поговорим о каждом отдельно.
Этап первый. Определение исчерпывающего списка работ.
На этом этапе необходимо ответить на следующие вопросы:
- что и в каком количестве планируется перевозить;
- в каких условиях будут проводиться погрузка и разгрузка: расстояние от автомобиля до места разгрузки, необходимость поднимать груз на высокие этажи или опускать в ямы, котлованы;
Зная ответы на эти вопросы, а так же присовокупив к ним пожелания к шасси автомобиля, настаёт время обращаться к производителю автомобилей с краном-манипулятором. Говоря о пожеланиях, мы имеем в виду наличие в парке покупателя автомобилей определённой марки, необходимость использования полноприводного или вездеходного шасси.
Теперь, совместно со специалистами, можно притупать ко второму этапу.
Этап второй. Определение достаточных характеристик крана-манипулятора
Здесь нам хотелось бы сказать несколько слов о характеристиках крана-манипулятора, относящихся к его способности поднимать грузы и об их значении.
Основных характеристик — две. Максимальный вылет стрелы и грузовой момент крана.
Грузовой момент крана-манипулятора. измеряется в тм (тоннах на метр), — характеристика, по которой судят о грузоподъёмность крана на конкретном вылете. К прмеру, если работа манипулятора будет заключаться в подъёме поддонов скирпичами массой 2 500 кг на вылете 5 метров, то грузовой момент должен быть более 5мХ2,5т=12,5тм. Более — потому что мы не учли собственную массу стрелы, которую тоже нужно будет поднять.
В зависимости от значения, краны-манипуляторы условно подразделяются на лёгкий (до 10-12 тонн на метр), средний (до 30-40 тонн на метр) и тяжёлые.
Точные значения грузоподъёмности «складных» европейских гидроманипуляторов на различных вылетах стрелы показываются в буклетах, на сайтах производителей на диаграммах грузовысотных характеристик. На примере видны значения грузоподъёмности на определёных значениях вылета при горизонтальном расположении стрелы и «амплитуду» — линию, в точках которых такая грузоподъёмность сохраняется при подъме стрелы. Для тросовых манипуляторов такие значения показываются на более простых схемах (как показано ниже).
О вылете стрелы.Базовый вылет стрелы гидроманипулятора (складывающегося за кабиной) составляет 8 метров. Такой длины, как правило, достаточно для погрузки-разгрузки бортового автомобиля с пяти-семиметровой платформой. И, что также важно, гидроманипуляторы с восьмиметровой стрелой практически всегда есть на складах поставщиков крано-манипуляторынх установок. Однако, для работы с полуприцепами или для погрузки-разгрузки на некотором удалении от автомобиля могут понадобиться манипуляторы с большим вылетом: 10, 12, 14 и более метров, а на очень тяжёлых манипуляторах — до 30 метров. Выбор таких манипуляторов на складах поставщиков всегда невелик, иногда даже может потребоваться время на производство и доставку подобного манипулятора.
Также здесь стоит упомянуть, что часто имеется возможность нарастить длину стрелы манипулятора дополнительными секциями с ручным выдвижением, эксплуатация которых довольно неудобна: перед началом работы придётся опускать стрелу, выдвигать вручную и фиксировать стрелу в выдвинутом положении. И, соотвтетсвенно, выполнить эти операции в обратном порядке после завершения работ.
Базовый вылет стрелы лёгких тросовых манипуляторов, обыкновенно, также составляет 8 метров, однако средние и тяжёлые манипуляторы, как правило, имеют вылет в 15-22 метра.
Завершая разговор о потребительских характеристиках КМУ, следует упомянуть, что при работе с весами близкими к предельным, необходимо учитывать габариты груза. Так, например, манипулятор, способный погрзуить и выгрузить мини-погрузчик массой около 3 тонн, может быть недостаточен для работы с бытовкой массой около 2,5 тонн: из-за её размеров траектория подъёма будет более широкой и, следовательно, крану-манипулятору, придтся работать на большем вылете стрелы.
Теперь, обладая всеми вышеизложенными знаниями, нам предстоит выбор принципиальной схемы крана-манипулятора: гидравлического складного европейского производства или тросового из Азии.
Этап третий. Выбор схемы манипулятора:тросовый или складной? Определение положения крана на раме автомобиля.
О преимуществах и недостках каждой из схем известно довольно много, вопросу выбора посвящено большое количество текстов в Интернете, однако мир меняется и, например, высокая цена тросовых тех времён, когда на рынке России царил японский Unic. с приходом корейских Dong Yang. Soosan и Kanglim. ушла в прошлое
Итак, тросовый манипулятор. Стрела тросового манипулятора — телескопическая, может опускаться и подниматься, но не может складываться. Вобоще говоря, мы считаем, что этот тип манипулятора хорош для строителей: поднять груз на высокий этаж, опустить в котлован, поработать автокраном. Однако, подробнее.
Плюсы тросовых манипуляторов:
- равномерное распределение массы манипулятора между осями — центр масс крана находится существенно ближе к задней тележке автомобиля;
- большой макисмальный вылет стрелы (20 и более метров) в базовом варианте для грузоподъёмных моделей;
- высокая надёжность (вобоще говоря, любые краны-манипуляторы при регулярном обслуживании и надлежащем обращении — очень надёжные механизмы, но конструкция тросового манипулятора проста и, стало быть, ещё более надёжна по сравенению со складным;
- высокая скорость работы на больших вылетах;
- наличие лебёдки позволяет работать за препятствием (забором, строением, автомобилем), работать ниже уровня земли, производить подъём и опускание груза вертикально, например, в люк, колодец, яму, также важно, что опускание происходит очень мягко, что часто может быть использовано в строительстве;
- возможность работы с поста управления — практически все грузоподъёмные тросовые манипуляторы штатно оборудованы комфортабельным местом работы оператора — сидением и пультом управления у основания стрелы;
Минусы тросовых манипуляторов :
- основной неодстаок — невозможность компактно сложить стрелу в траспортном положении не позволяет перевозить крупногабаритные грузы — следует понимать, что частый перевод стрелы в положение «над кабиной» гарантированно «убъёт» передний мост и резину — предельно допустимая нагрузка на ось будет превышена;
- несмотря на упомянутую выше надёжность, ремонт вышедшей из строя системы телескопирования может обойтись очень дорого;
- сильная раскачка габаритных грузов, которая не компенсируется плавностью работы телескопического механизма стрелы.
Гидравлические манипуляторы — производятся в Европе и России, стрела такого манипулятора сгибается, последнее из трёх звеньев имеет телескопическое выдвижение, крюк крепится прямо к стреле, трос и лебёдка отсутствуют. В транспортном положении манипулятор компактно складывается, сложенная стрела располагается поперёк автомобиля.
На наш взгляд, такие манипуляторы хороши для автомобилей, предназначенных для перевозки любых грузов, в качестве самопогрузчика — без необходимости работы автокраном.
Также интересны самые маленькие модели гидроманипуляторов, предназначенные для установки на автомобили, похожие на Газель или даже VW Crafter и которые не требуют регистрации в Ростехнадзоре (см фото).
Плюсы гидравлических манипуляторов:
- основной плюс — малый размер в транспортном положении;
- высокая точность позиционирования грузов;
- возможность установки на задний свес автомобиля, что позволяет работать с прицепом; можно также смонтировать манипулятор на полуприцеп;
- европейкие гидроманипуляторы давно и широкок представлены в Северо-Западном регионе: имеют активно работающие представительсва, большие склады кранов, запчастей, различного допонительного оборудования, выбор которого очень широк: захваты, грейферы, пульты дистанционного управления и т. д.;
- линейки гидроманипуляторов крупных производителей включают в себя несколько десятков моделей, позволяя выбрать кран, достаточный для ваших нужд;
- гидроманипуляторы малой грузоподъёмности (с грузовым моментном до 8-10 тм) имеют большое преимущество в собственной массе надо тросовыми, которое при увеличении грузового момента исчезает из-за утяжеления усиленных шарниров.
Минусы гидравлических манипуляторов :
- тяжёлые грузоподъёмные гидроманипуляторы создают повышенную нагрузку на передний мост автомобиля — продукция недобросовестных производителей машин с КМУ иногда часто выходит из строя по этой причине и снимается с гарантии, принося покупателю большие убытки;
- сложность работы с тяжёлыми грузами: сложившийся и «взявший на крюк» вблизи себя груз близкий к предельному манипулятор тяжело распрямить, для частичного устранения этого недостатка на краю второго звена гидроманипуляторов имеется место для установки крюка для работы с тяжёлыми грузами вблизи автомобиля.
Вообще говоря, к несомненно сложному выбору принципиальной схемы манипулятора можно подходить с разных сторон, но если нет ярко выраженной необходимости купить именно тросовый или гидроманипулятор, можно с уверенностью считать, что работа крана и той и другой конструкции будет востребовнной и эффективной.
Этап четвёртый. Выбор шасси автомобиля.
Выбирать шасси автомобиля с краном-манипулятором также следует имея в виду конкретные работы, которые плаируется выполнять.
Вместе с тем, рекомендуем обратить внимание на следующие «моменты», о которых следует помниить:
- установлнный манипулятор снижает грузоподъёмность автомобиля: теоретически считаетется, что наиболее эффективным будет использовать кран-манипулятор, масса которого отнимает 15-20% грузоподъёмности несущего шасси, однако на практике, для решения конкретных задача встречаются «перекосы» как в ту, так и в другую сторону. Вреди наших работ были как тяжёлые КамАЗы с манипуляторами с грузовым моментом в 3-5 тм, так и трёхосный MAN с манипулятором Palfinger PK 60002, после установки которого грузоподъёмность снизилась почти вдвое, а длина бортовой платформы составила менее 3х метров;
- установленный манипулятор снижает монтажную длину рамы автомобиля: как правило, для его установки требуется около 1 метра. Однако и тут возможно всякое: лёгкие манипуляторы устанавливают иногда прямо внутрь бортовой платформы, на которую иногда даже одевают тент, а тяжёлые — сдвигают ближе к задней оси, чтобы не нагружать переднюю. Упомянем также, что часто бортовую платформу можно сдвинуть назад, тем самым вовсе отказавшись от её уменьшения или хотя бы это уменьшение сократив. Однако, следует помнить об ограничении в 1 метр свеса, установленном ПДД.
Кроме таких явны таких явных ограничений, как масса и размеры манипулятора, существует большое факторов, о которых даже опытный владелец автомобиля с КМУ может и не задумываться, с которыми, однако, повседневно сталкиваются заводы-изготовители спецтехники. Упомянем некоторые их них тут, не вдаваясь в подробности, так как эти факторы могут сыграть свою роль при созднии автомобиля по вашему запросу.
- масса манипулятора и предельно допустимая нагрузка на оси автомобиля;
- грузовысотная диаграмма манипулятора (максимальная грузоподъёмность в точках рабочего пространства) и погрузочная высота бортовой платформы, её размеры;
- конфигурация аутригеров манипулятора и расположение и размеры топливных баков и другогооборудования, крепящегося к раме автомобиля сбоку;
- перспективы регистрации крана в Ростехнадзоре, а автомобиля – в ГИБДД.